Юмористическое стихотворение
Как классик1 некогда четырехстопный ямб Назвал постылым и воспел октаву2, В размере этом в назиданье нам Хотел бы написать всем на забаву Историю я, недостойный. Сам Назвать полезнейшей могу ее по праву. О пользе знания и честности она Нам рассказать подробно все должна. |
Жил в некоей деревне старый дед С своей старухой-бабой благоверной. Он прожил с нею очень много лет И был он, право, семьянин примерный! Средь них всегда присутствовал совет С любовью искренней, надежной, верной. Но было все ж желание одно — Давно уж деда мучило оно. |
На свет он появился в те года, Когда крестьяне грамоты не знали. Весной — посевы, летняя страда, Запасы сена ум их волновали. Им было незачем детей учить тогда Наукам разным — и они не обучали. Но тяга к знаниям от молодых ногтей У деда возрастала все сильней. |
Всю жизнь прожив крестьянином простым, Был занят в круговерти бесконечной. Свои дела закончит, так другим Поможет он по доброте сердечной. И только став уже как лунь седым, Подумал он, что хоть и стар, конечно, Свою мечту не может он предать И должен он науки изучать. |
Как с бабой поделился мыслью сей, Та со смеху чуть-чуть не околела: «И что ж ты, старый, с лысиной своей И бородой уже как пакля белой Отправишься сидеть среди детей, Что в правнуки сойдут? Вот это дело!» Но все же дед супругу убедил И, убедив, портфель себе купил. |
Набравшись смелости — ведь страшно как-никак — Наш «юный» ученик, взяв в руки палку И на спину надев портфель-рюкзак, Заковылял тихонечко вразвалку К мечте заветной — школе в двух верстах. Тут девочка, держа в руках скакалку, Промчалась мимо, глядя на него Чуть ошалело. «Ну, да ничего!» — |
Подумал наш любитель книжных знаний: «Коль сделал первый шаг — иди вперед! Всегда для исполнения желаний Упорство нужно. Если повезет, То на урок придем без опозданий». И шаг за шагом медленно идет К своей мечте он целеустремлённо. Пускай вокруг все смотрят удивленно! |
И вот, закончив трепетный свой путь, Старик наш к школе медленно подходит. Как много раз хотел он повернуть Назад домой. Но все же не подводят Его уроки жизни: «Твердым будь В любом решении!» — слова на ум приходят, Когда-то в детстве сказаны отцом: «Будь добрым, но всегда стой на своем!» |
Но вот уж, наконец, пришел он в класс. Детей увидев радостные лица, Наш дед себе позволил в первый раз Расслабиться. Чудесный свет струится Сквозь окна солнечный. Однако первый час Уроков наступил. Вот он садится За парту с девочкой с косичками вразброс И с конопушками, что весь покрыли нос. |
Он был как будто древний дед Мазай Средь зайцев, с группой маленьких детишек. Но как искрились радостью глаза, Когда урок начался. Стало тише. Учительница входит. И слеза У деда покатилась. «Деда, слышишь, Ведь надо встать — учитель в класс вошел!» — Шепнула девочка. Дед взгляд свой перевел |
На это дивно конопатое созданье: «А как же, милая! Сейчас, сейчас — встаю!» — И в трепетном урока ожиданьи Встает, опершись на клюку свою, Как рядовой, пред генералом знаний — Герой-солдат в училищном строю. Уроки начались. Дед счастлив, как дитя, А дети счастливы, на дедушку глядя. |
Еще бы! Ведь такое просто диво, Чтоб в классе был подобный ученик! Когда-то здесь давно (преданье живо) Четверогодник обучался среди них. Но это же ведь просто несравнимо! Ведь тут пришел классический старик! Весь класс хихикает, летает шепоток. А дед все слушает и слушает урок. |
Весь день прошел как на одном дыханьи! Наполнен радостью открывшихся широт, Излившимся на ум потоком знаний, Вот из-за парты дедушка встает: Одно из главных жизненных желаний Исполнилось! Вот он портфель берет И, опершись на палку, путь свой правит Домой, где уж супруга чайник ставит. |
Хоть путь и недалек, но все ж для деда Он ощутим – не те уже года! Учителя неспешная беседа Осталась в его сердце навсегда. Ведь это над собой была победа! Победа настоящая! Да-да! Пойти за парту сесть, начать учиться, Когда уж жизнь твоя к концу стремится! |
Так размышляя, шел он. Недалек Уже и дом. Как видит… Что такое! Что это на дороге? Кошелек?! Набит-то как! Богатство-то какое! А что с ним делать — деду невдомек… Возьмешь — потом не будешь знать покоя. Но как не взять, когда соблазн такой! И вот дрожащей старческой рукой |
Он медленно богатство поднимает И, посмотрев вокруг, домой стремглав (Насколько возраст деду позволяет) Пускается. Дыханье обуздав, Он двери дома тихо отворяет, Заходит внутрь и, пред супругой став, Свою находку тихо достаёт И в руки ей богатство отдаёт. |
«Вот, старая, — нашел! Что делать будем?» — Дед трепетно спросил. А та — в ответ: «Так, может быть, спросить пойти по людям Кто потерял?..» «Ой, нет, родная, нет: Всяк скажет, что — его! Мы так рассудим: Ведь потерявший миллион монет Искать их будет, если не дурак. Скажи мне, так я говорю или не так?» |
Тут бабка с дедом, ясно, согласилась. «Ну вот, тогда ему и отдадим!» И тут супруга прямо умилилась: «Как мудр супруг! Как повезло мне с ним!» Вот так до времени судьба решилась Находки. День прошел, другой за ним, Неделя минула — хозяина все нет. «А вдруг как не придет!» — подумал дед. |
Но вот однажды старец возвращался К себе домой. Вдруг видит: у дверей Соседских незнакомец постучался. Подходит ближе дедушка скорей, А тот ему: «Дедуль, а не встречался Тебе кошель на миллион рублей?» Тут дед, конечно, чуть не зарыдал, Но честно головою закивал. |
Уж как тут незнакомец оживился: «Когда ж нашел ты, дедушка, когда!?» «Когда нашел?…», — тут дед чуть-чуть смутился, — «Когда нашел?.. А! Вспомнил, вспомнил… Да! Когда я в школе в первый раз учился! Так, аккурат в тот день!» «Да ты, балда, Здесь вздумал надо мною издеваться!»3 — Взревел тот тип. И тут давай ругаться: |
«Пошел отсюда, старый дуралей! Чтоб больше даже я тебя не видел!» И дед, опешив, потрусил скорей К себе домой. Как он его обидел! За честность, откровенность… Ей же, ей! Такого в страшном сне он не предвидел! И раз вернуть хозяину не смог, Себе оставил дед наш кошелек! |
1 А. С. Пушкин.
2 Октава — восьмистишная строфа итальянского происхождения с расположением рифм по системе: abababcc. Имеется виду поэма Пушкина «Домик в Коломне», написанная этим стихотворным размером. Она начинается такими словами: «Четырестопный ямб мне надоел:/Им пишет всякий. Мальчикам в забаву/ Пора б его оставить. Я хотел/Давным-давно приняться за октаву».
3 Если предположить, что дед учился в школе как все нормальные люди, период его ученичества пришелся бы на годы НЭПа, когда миллиона рублей едва хватало, чтобы сходить в магазин.