О пользе честности и тяги к знаниям

Юмористическое стихотворение

Как классик1 некогда четырехстопный ямб
Назвал постылым и воспел октаву2,
В размере этом в назиданье нам
Хотел бы написать всем на забаву
Историю я, недостойный. Сам
Назвать полезнейшей могу ее по праву.
О пользе знания и честности она
Нам рассказать подробно все должна.
Жил в некоей деревне старый дед
С своей старухой-бабой благоверной.
Он прожил с нею очень много лет
И был он, право, семьянин примерный!
Средь них всегда присутствовал совет
С любовью искренней, надежной, верной.
Но было все ж желание одно —
Давно уж деда мучило оно.
На свет он появился в те года,
Когда крестьяне грамоты не знали.
Весной — посевы, летняя страда,
Запасы сена ум их волновали.
Им было незачем детей учить тогда
Наукам разным — и они не обучали.
Но тяга к знаниям от молодых ногтей
У деда возрастала все сильней.
Всю жизнь прожив крестьянином простым,
Был занят в круговерти бесконечной.
Свои дела закончит, так другим
Поможет он по доброте сердечной.
И только став уже как лунь седым,
Подумал он, что хоть и стар, конечно,
Свою мечту не может он предать
И должен он науки изучать.
Как с бабой поделился мыслью сей,
Та со смеху чуть-чуть не околела:
«И что ж ты, старый, с лысиной своей
И бородой уже как пакля белой
Отправишься сидеть среди детей,
Что в правнуки сойдут? Вот это дело!»
Но все же дед супругу убедил
И, убедив, портфель себе купил.
Набравшись смелости — ведь страшно как-никак —
Наш «юный» ученик, взяв в руки палку
И на спину надев портфель-рюкзак,
Заковылял тихонечко вразвалку
К мечте заветной — школе в двух верстах.
Тут девочка, держа в руках скакалку,
Промчалась мимо, глядя на него
Чуть ошалело. «Ну, да ничего!» —
Подумал наш любитель книжных знаний:
«Коль сделал первый шаг — иди вперед!
Всегда для исполнения желаний
Упорство нужно. Если повезет,
То на урок придем без опозданий».
И шаг за шагом медленно идет
К своей мечте он целеустремлённо.
Пускай вокруг все смотрят удивленно!
И вот, закончив трепетный свой путь,
Старик наш к школе медленно подходит.
Как много раз хотел он повернуть
Назад домой. Но все же не подводят
Его уроки жизни: «Твердым будь
В любом решении!» — слова на ум приходят,
Когда-то в детстве сказаны отцом:
«Будь добрым, но всегда стой на своем!»
Но вот уж, наконец, пришел он в класс.
Детей увидев радостные лица,
Наш дед себе позволил в первый раз
Расслабиться. Чудесный свет струится
Сквозь окна солнечный. Однако первый час
Уроков наступил. Вот он садится
За парту с девочкой с косичками вразброс
И с конопушками, что весь покрыли нос.
Он был как будто древний дед Мазай
Средь зайцев, с группой маленьких детишек.
Но как искрились радостью глаза,
Когда урок начался. Стало тише.
Учительница входит. И слеза
У деда покатилась. «Деда, слышишь,
Ведь надо встать — учитель в класс вошел!» —
Шепнула девочка. Дед взгляд свой перевел
На это дивно конопатое созданье:
«А как же, милая! Сейчас, сейчас — встаю!» —
И в трепетном урока ожиданьи
Встает, опершись на клюку свою,
Как рядовой, пред генералом знаний —
Герой-солдат в училищном строю.
Уроки начались. Дед счастлив, как дитя,
А дети счастливы, на дедушку глядя.
Еще бы! Ведь такое просто диво,
Чтоб в классе был подобный ученик!
Когда-то здесь давно (преданье живо)
Четверогодник обучался среди них.
Но это же ведь просто несравнимо!
Ведь тут пришел классический старик!
Весь класс хихикает, летает шепоток.
А дед все слушает и слушает урок.
Весь день прошел как на одном дыханьи!
Наполнен радостью открывшихся широт,
Излившимся на ум потоком знаний,
Вот из-за парты дедушка встает:
Одно из главных жизненных желаний
Исполнилось! Вот он портфель берет
И, опершись на палку, путь свой правит
Домой, где уж супруга чайник ставит.
Хоть путь и недалек, но все ж для деда
Он ощутим – не те уже года!
Учителя неспешная беседа
Осталась в его сердце навсегда.
Ведь это над собой была победа!
Победа настоящая! Да-да!
Пойти за парту сесть, начать учиться,
Когда уж жизнь твоя к концу стремится!
Так размышляя, шел он. Недалек
Уже и дом. Как видит… Что такое!
Что это на дороге? Кошелек?!
Набит-то как! Богатство-то какое!
А что с ним делать — деду невдомек…
Возьмешь — потом не будешь знать покоя.
Но как не взять, когда соблазн такой!
И вот дрожащей старческой рукой
Он медленно богатство поднимает
И, посмотрев вокруг, домой стремглав
(Насколько возраст деду позволяет)
Пускается. Дыханье обуздав,
Он двери дома тихо отворяет,
Заходит внутрь и, пред супругой став,
Свою находку тихо достаёт
И в руки ей богатство отдаёт.
«Вот, старая, — нашел! Что делать будем?» —
Дед трепетно спросил. А та — в ответ:
«Так, может быть, спросить пойти по людям
Кто потерял?..» «Ой, нет, родная, нет:
Всяк скажет, что — его! Мы так рассудим:
Ведь потерявший миллион монет
Искать их будет, если не дурак.
Скажи мне, так я говорю или не так?»
Тут бабка с дедом, ясно, согласилась.
«Ну вот, тогда ему и отдадим!»
И тут супруга прямо умилилась:
«Как мудр супруг! Как повезло мне с ним!»
Вот так до времени судьба решилась
Находки. День прошел, другой за ним,
Неделя минула — хозяина все нет.
«А вдруг как не придет!» — подумал дед.
Но вот однажды старец возвращался
К себе домой. Вдруг видит: у дверей
Соседских незнакомец постучался.
Подходит ближе дедушка скорей,
А тот ему: «Дедуль, а не встречался
Тебе кошель на миллион рублей?»
Тут дед, конечно, чуть не зарыдал,
Но честно головою закивал.
Уж как тут незнакомец оживился:
«Когда ж нашел ты, дедушка, когда!?»
«Когда нашел?…», — тут дед чуть-чуть смутился, —
«Когда нашел?.. А! Вспомнил, вспомнил… Да!
Когда я в школе в первый раз учился!
Так, аккурат в тот день!» «Да ты, балда,
Здесь вздумал надо мною издеваться!»3
Взревел тот тип. И тут давай ругаться:
«Пошел отсюда, старый дуралей!
Чтоб больше даже я тебя не видел!»
И дед, опешив, потрусил скорей
К себе домой. Как он его обидел!
За честность, откровенность… Ей же, ей!
Такого в страшном сне он не предвидел!
И раз вернуть хозяину не смог,
Себе оставил дед наш кошелек!

1 А. С. Пушкин.

2 Октава — восьмистишная строфа итальянского происхождения с расположением рифм по системе: abababcc. Имеется виду поэма Пушкина «Домик в Коломне», написанная этим стихотворным размером. Она начинается такими словами: «Четырестопный ямб мне надоел:/Им пишет всякий. Мальчикам в забаву/ Пора б его оставить. Я хотел/Давным-давно приняться за октаву».

3 Если предположить, что дед учился в школе как все нормальные люди, период его ученичества пришелся бы на годы НЭПа, когда миллиона рублей едва хватало, чтобы сходить в магазин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *